На рубеже XVII — XVIII веков в Москве и Подмосковье появился ряд построек, стиль которых имел значительные отличия от привычного экстерьера зданий того времени. Поскольку большинство церковных зданий было построено в имениях Нарышкиных, а архитекторами являлись их крепостные, то этот стиль и получил условное название — » нарышкинское барокко».
Важнейшая его особенность — это причудливое сочетание правильных геометрических форм и линий. Все постройки состоят из поставленных друг на друга кубов, шестигранников и восьмигранников. Их простые плоские стены украшаются белокаменными арками, колонками, резными наличниками. Античные мотивы — колонны с резными капителями, пилястры — придавали архитектуре зданий строгий и вместе с тем праздничный вид.
Наиболее известная постройка — это возведенная архитектором Я. В. Бухвостовым церковь Покрова в Филях. Она представляет собой традиционный православный храм, увенчанный колокольней, превращенный в сказочный дворец.
Широкое гульбище, на которое ведут три белокаменные лестницы, резные фонтаны, окружающие приделы, придают церкви сходство с невероятно красивым дворцом. Благодаря тому. что нижний ярус здания поддерживают белокаменные аркады, вся церковь кажется парящей над землей.
Естественно, что подобная архитектура храмовых зданий сразу же вызвала отрицательную реакцию духовенства, благодаря чему уже в начале XVIII века возведение подобных храмов прекратилось.
Интересен тот факт, что мотивы их архитектуры послужили образцами для построек более позднего времени, возводившихся после пожара 1812 года, и даже еще в более поздний период. Среди них можно особенно выделить знаменитый дом Игумнова на Якиманке.
Нарышкинское барокко представляет собой абсолютно особенное явление в русской архитектурной традиции. Этот стиль очень изящный и нарядный, но в тоже время он лишен грубости и аляповатости, в нем нет никаких излишеств.
Да, совершенно очевидным является то, что сооружения в этой стилистике не имеют аналогов. Примечательно и то, что постройки нарышкинского стиля расположены в отдельно взятом регионе — в Москве и Подмосковье, а вот в других городах России их нет. Поэтому можно говорить о локальном распространении нарышкинского барокко — как архитектурного явления Московской области. И еще одной отличительной чертой данного ответвления стиля барокко можно считать то, что по его канонам строились дома состоятельных и знатных вельмож. При этом нет образцов зданий общественного пользования.