В конце XVIII века в Ростове при одном из монастырей была открыта маленькая мастерская, которая специализировалась на украшении церковных изделий эмалями с миниатюрами на библейские сюжеты. Высокой техникой выполнения миниатюрного письма владели многие ростовские мастера тех времен: Буров, Чайников, Тарасов, Всесвятский, Архаров.
Выполненные ими миниатюры в технике эмали прекрасно сочетались с блестящей золотой или серебряной поверхностью изделия, с рельефом на чеканных узорах и с вставленными драгоценными камнями.
Технология изготовления эмалей
Для создания ярких и красочных изображений ростовские мастера применяли небольшие тонкие металлические пластины или листы, которые имели правильную геометрическую форму. Чаще всего использовали круглые, овальные или прямоугольные заготовки, выбранные для художественной обработки металлов.
Сначала их тщательно зачищали, а после покрывали эмалевой массой. Далее проводилась процедура обжига в муфельной печи. Благодаря этому расплавленный слой эмали равномерно покрывал пластину, а после застывания образовывалась твердая и гладкая эмалевая поверхность.
Ювелирная эмаль — это прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные стекла из свинца. которые применяются в качестве декоративного покрытия изделий из драгоценных металлов, а также из меди и медных сплавов. При этом температура наплавления эмали на металлическую основу находится в пределах 750* — 790* С.
Это была фоновая основа эмали, на которую впоследствии наносили миниатюрное изображение. Далее, после нанесения рисунка на грунт, выполнялась роспись эмалевыми красками, разведенными маслянистыми веществами ( скипидаром или лавандовым маслом).
Нужный цвет эмаль приобретает после проведения процедуры обжига, в процессе которого мастера добавляют соли металлов. Так, для получения различных цветов и оттенков стекла используются следующие добавки:
- красный цвет — золото
- синий цвет — кобальт
- зеленый цвет — медь
В зависимости от тематики и стилистики выполняемых изображений, яркость красок эмали может быть более интенсивной или приглушенной. В результате получались удивительно красивые изделия, прочные и долговечные.
Ростовская эмаль в XX веке
После известных исторических событий 1917 года ростовские мастера отошли от религиозной тематики, и стали работать над изготовлением различных бытовых мелочей, декоративных предметов интерьера и ювелирных украшений. Среди широкого ассортимента производимых изделий можно назвать следующие:
- Изящные коробочки для хранения мелочей
- Роскошные шкатулки для украшений
- Пудреницы для хранения рассыпчатой пудры
- Броши с эмалевыми вставками
- Серьги с эмалями
- Кулоны и многое другое.
Все эти декоративные изделия были богато украшены сюжетными и орнаментальными росписями по эмали. Одним из известных художников — эмальеров того времени был С. В. Чехонин, творческое новаторство которого было замечено и принято в качестве эталона другими мастерами.
Так, ростовские мастера стали использовать эмаль темных цветов ( черного или синего) в роли фона основы, на которой впоследствии размещали узоры из цветов в виде букетов, отдельных розеток и целых гирлянд.
В период с 30 — х по 40 — е годы XX века в артели мастеров Ростова образовался большой творческий коллектив под руководством старейшего из мастеров А. А. Назарова.
В это время расширяется тематика работ. Так, кроме цветочной миниатюры мастера начали создавать многокомпонентные композиции, а также писать миниатюрные портреты в технике эмали. Это был период формирования новых принципов творчества, в основу которых положены приему пунктирной росписи эмалей, придающие живописи прозрачность и яркую красочность цвета.
В данной манере мастером А. А. Назаровым была сделана крышка для коробки. Круглая крышка покрыта изумительно красивой эмалевой росписью: светло — розовый фон обрамляет гирлянда из цветов, а в центре изображение эмблемы содружества рабочего класса и крестьян — перекрещенные серп и молот, рядом цифра «XX».
Одним из наиболее выразительных портретов можно считать работу М. А. Хрыкова, на которой изображена пряха — героиня известного полотна В. А. Тропинина. Эта миниатюра была написана мастером в пунктирной живописной манере.
В 1936 году цех по изготовлению финифти становится самостоятельной художественной артелью » Возрождение». Впоследствии ее переименовали, и производственный цех получил название » Ростовская финифть».
Тематика изображений на эмали
В это время значительно обогащается ассортимент ювелирных украшений и декоративных изделий. Более разнообразными становятся приемы художественного оформления, а также тематика изображений. Ростовские мастера на своих работах размещают изображения на такие темы:
- Традиционный цветочный орнамент ( гирлянды из цветов)
- Цветочные композиции ( букеты и веночки)
- Миниатюрные портреты
- Сюжетные композиции
- Изображения пейзажей
- Виды городов ( Москва, Ярославль, Ростов и многие другие).
В 1938 году мастер — эмальер Н. А. Карасев создал интересное высокохудожественное произведение — серебряный ларец многогранной формы. На каждой из его боковых граней размещались эмалевые пластины с изображением гербов союзных республик СССР. Крышка ларца была украшена крупным изображением герба Советского Союза. Этот уникальный образец ростовских эмалей представляет огромный интерес как в художественном, так и в историческом аспекте.в
Примером изделия с элементами художественной росписи по эмали может служить сувенирная коробочка, изготовленная по эскизам художницы М. А. Тоне. Коробочка выполнена из серебра с позолотой, и украшена вставками с изображением видных памятников архитектуры Подмосковья ( Царицына и Коломенского).
Характерной особенностью ростовских эмалей является выполнение миниатюр на эмали с помощью прозрачных огнеупорных красок. На чистом белом фоне идеально смотрятся написанные в условной манере цветочные композиции, выполненные в тончайшей манере письма кистью.
В дальнейшем ростовские мастера представили новые работы, свидетельствующие о развитии искусства росписи в технике финифти. В те времена » Ростовская финифть» была единственным предприятием в огромной стране, на котором выполнялась декоративная роспись по эмали в промышленных масштабах. Утонченные украшения и сувенирная продукция пользовались огромным спросом среди покупателей.
Изделия ростовских мастеров советской эпохи можно и сегодня увидеть в экспозициях многих музеев и выставочных залов:
- Музей народного искусства в Москве
- Государственный Исторический музей
- Государственный Русский музей
- Государственный Ярославский и Ростовский историко — архитектурный музей — заповедник и другие.
Ростовские эмальеры многократно получали высокие награды как в своей стране, так и на зарубежных выставках народного художественного искусства.
ООО » Ростовская эмаль»
На сегодняшний день в ассортименте художественной продукции ООО » Ростовская эмаль» преимущественно иконы, выполненные на основе серебра 999 — 925 пробы с вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Для декорирования изделий применяются различные художественные техники, среди которых можно назвать следующие:
- Живопись по эмали
- Расписная эмаль
- Выемчатая эмаль
- Чернение серебра
- Золочение
- Перегородчатая эмаль
- Филигрань ( скань)
- Выпиловка
- Чеканка
- Эмаль по скани и другие.
Кроме этого, предприятие также занимается изготовлением разнообразных украшений и сувенирной продукции, в числе разновидностей которых можно назвать следующие:
- Браслеты
- Броши
- Кулоны
- Колье
- Панно
- Серьги
- Кольца
- Часы
- Шкатулки
- Брелоки
- Наперстки
- Подвесы
- Флеш — карты с декором
- Запонки и другие изделия.
Все представленные изделия являются драгоценными предметами искусства, и могут служить как в качестве замечательного сувенира близким и родным, так и в роли отличного подарка самому себе. Знатоки эмалей по достоинству оценят уровень ростовских мастеров.